Підготував: учень 5 - б класу,
Великий Ілля
Координатор: Демченко В.В.
Виды вышивки гладью
Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера.
Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д.
Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.
«Пышечка»
Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь.
«Дырочки»
Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.
«Цветочек»
Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.
«Узелки»
Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.
«Россыпь»
Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.
«Листик»
Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.
«Листик в раскол»
Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.
Подкладной шов, или «восьмерки»
Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым.
На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок». Места вышивки, выполненные подкладным швом, выделяются на просвети хорошо смотрятся на полупрозрачных тканях.
Гладьевой валик
Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.
Прорезная гладь
Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Художественная цветная гладь
Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью — шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью.
Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.
Русская гладь
Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.
Атласная гладь
Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами.
Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю.
При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.
Підготувала: учениця 5 - Б класу,
Костенко Анна
Вышивка гладью
Уже на протяжении многих веков ручная вышивка гладью является основным видом ручной вышивки, который применяется для отделки белья и предметов женского туалета. По мере изменения моды появлялись и разные виды вышивки гладью: от самого простого (белая гладь) до самого сложного (вышивка с ажурными узорами и имитацией венецианского кружева, золотое шитье).Если говорить о материале, то следует помнить о том, что каждая вышивка требует определенного вида ниток. В старину хлопчатобумажные нитки для вышивания назывались «бумагой». Все выпуклые вышивки исполняются обыкновенными вышивальными нитками (мулине), в некоторых случаях применяют особый вид ниток: крученые (шелк) и металлические нитки (для шитья золотом). Детские вещи и белье, как правило, вышиваются цветными нитками. Эти же нитки употребляются для украшения монограмм, букв и т. п. Для меток кухонного белья рекомендуются прочные крученые нитки.Для вышивок, известных под названием «швейцарских», берут очень тонкие вышивальные нитки, а настилка в выпуклых вышивках делается из штопальных нитей в цвет вышивки.Вышивки, на которых изображены отдельные фигуры, окруженные фестончатым швом и соединенные бридами (например, такие как ришелье и венецианское шитье), требуют различного материала. Контуры этих рисунков обычно исполняются петельным швом и вышиваются обыкновенными вышивальными нитками, а для соединения фестонов и брид используют простые нитки.Для мадерских вышивок существуют специальные нитки, известные под названием мадера. Эти нитки слегка голубовато-зеленоватого цвета придают вышивкам оригинальный вид.Вышивки, известные под названием гедебо, обычно исполняются льняными нитками. Для рельефных фигур берут толстые, а для ажурных - тонкие нитки.Пикейное шитье исполняют льняными нитками или бумагой. Для настилки лучше брать мягкие нити в виде штопальных, а для контуров - крученые нитки (шелк).Вышивка гладью почти всегда исполняется в пяльцах, но иногда ткань, по которой собираются вышивать, наметывается на клеенку. Прежде чем впялить или наметить ткань на клеенку, на нее нужно перевести или нарисовать узор.Перевод рисунка на ткань делается посредством специальной копировальной бумаги для вышивания следующим образом: вначале материю туго натянуть на гладкой доске и положить на нее копировальную бумагу так, чтобы лицевая сторона ее пришлась на материю, затем положить на эту бумагу рисунок и обвести не слишком острым карандашом по всем контурам рисунка. После этого копировальную бумагу и рисунок осторожно снять - и на материи появится совершенно ясно весь узор. Обычно применяют копировальную бумагу красного или синего цвета, которая подходит для белых или очень светлых тканей.Однако если вышивка делается по ткани темного цвета, то нужно брать бумагу цвета, резко отличающегося от материи. Например, для черной или темно-синей материи берут красную копировальную бумагу и наоборот.Когда ткань очень тонкая и прозрачная, например батист или тонкое полотно, через которые виден рисунок, то можно обойтись и без копировальной бумаги. В этом случае нужно на ткань очень гладко положить рисунок и обвести его по всем видным сквозь материю контурам. Для того чтобы при вышивании белыми нитками работа осталась чистой, рисунок обводится без сильного нажима, иначе от карандаша она будет испачкана.