4 февраля в клубе «Космонавт» группа ПИЛОТ отметила пятнадцатилетие. Илья Чёрт поделился воспоминаниями с Петербургским Рок-клубом. Он объяснил, почему группа называется ПИЛОТ, как правильно ловить кайф и что делать, когда ты стоишь на сцене в «веселеньких» трусах и маминых серьгах, а внизу ревут металлюги.
Страшно подумать — наш первый концерт, тогда еще в качестве группы MILITARY JANE, состоялся 11 января 1997 года в петербургском клубе «Полигон» Название MILITARY JANE не прижилось, во-первых, потому что мы решили, раз репертуар теперь русский, то и название будет русским. А во-вторых, никто не мог его выговорить! Особенно, когда мы выезжали в другой город, где с английским было совсем плохо. Было без разницы, что мы на английском пели, что по-турецки балаболили. Когда выбирали новое название, решили, что коротко и ясно должно быть. Вот группа «Кино» — прекрасное, простое название, давайте назовём группу «Стол». Был такой у нас вариант… «Табуретка»… что ещё у нас есть простое… «Стул»… группа «Шкаф» — чем проще, тем лучше! В итоге всё-таки взяли название ПИЛОТ.
Домашний концерт не сделать на стадионе. Там 15 метров до первого ряда, и это всё-таки такое… шоу. А коль скоро у нас такое единение с людьми, мы решили поиграть пусть в большом, но клубе. Я думаю, мы стадион сыграем осенью. Да и ситуация сейчас такая в стране и с кризисом, и вообще, что количество людей, которое ходит на концерты уменьшалось у всех артистов. И ещё это шоу с выборами… Мы подумали, что народу, может быть, сейчас не до этого будет. Поэтому не стали рисковать.
Когда начинаешь жить, не строя планы, но стараясь замечать всё, что происходит сегодня, время начинает течь медленнее. Время начинает бежать, потому что люди живут будущим, они всё время что-то ожидают, чего-то хотят и рвутся в будущее. А жизнь — это не то, что впереди, а то, что происходит сейчас. Мне вообще кажется, что с тех пор, как мы начинали, ничего не изменилось. Разве что, играть всё-таки научились за пятнадцать лет!
Единственное, что изменилось — это осознание того, что ты делаешь и зачем. Хотя у нас никогда не было первоочередной задачи стать популярными, известными, почувствовать себя рок-звёздами. Мы создавали группу для того, чтобы ловить кайф от того, что делаем и чтобы этот кайф донести до других. Это было на уровне эмоций, переживаний, развлечений, не оформленное в какую-то задачу. Умение ставить цели и реализовывать их пришло позже.
Даже после того, как ты осознаешь свою задачу, тебе потребуется время, чтобы морально подготовиться к ней. И получается так: ты теперь понимаешь, что нужно делать, но ещё не готов! Нужно переступить через себя, стать большим, чем ты о себе думал. Ты должен качественно измениться, а ты так и не подготовился. Но сделать это всё равно надо.
Я не знаю, кто ещё из артистов в нашей стране, подобно мне, переписывается с поклонниками. И квартирники я для этого же играю, чтобы пообщаться с ребятами, узнать, чем они живут и что изменилось в них. И я вижу, да, что люди меняются. Это видно и по публике, которая приходит на концерт. Десять лет назад она была совершенно другой. Они слушают песни, их отношение меняется, люди сильно растут. И мне это очень нравится. Значит, всё-таки, всё не зря, и всё правильно.
В песне «Мама», конечно, не совсем всё правда. Папа у меня не пил. Я даже однажды, когда мы играли её на стадионе, а папа мой был ещё жив и сидел в зале, сказал «Прости, папа, это просто песня!». А первое исполнение песни «Мама» на русском языке было очень смешным. Там даже был другой текст, немножко иначе пелся припев, но смысл был тот же. Было лето, мы приехали втроём с акустической гитарой и вписались в жутко металлический фестиваль. Там выступали одни металлюги. Страшный какой-то трэш-метал играли. А мы вышли в гавайских трусах, с серьгами длинными, мамиными, и пели эту «Маму». Был полный зал просто очумевших от удивления металлистов, которые смотрели на это и думали — нас сейчас бить? Или что происходит вообще? Кто эти люди на празднике смерти?
Песня «Братишка» буквальная. Я её написал старшему брату. У нас разница — десять лет, и он совершенно другой человек. Меня всегда больше интересовало творчество, а он — прагматичный парень, сейчас крупный начальник. Мы с ним всегда говорили на разных языках, и меня расстраивало, что у нас нет такой близкой дружбы, как обычно между братьями. И он меня вечно подкалывал, что «вы, такие лопухи, без образования, подзаборники». И песня описывает реальную ситуацию, как я, выйдя на площадку, захлопнул дверь квартиры случайно. Мне надо было ехать на репетицию, а всё осталось дома. Естественно, пришлось ждать родителей. И чем занять ещё полдня? Я пошёл на крышу соседнюю, дом 105 по проспекту Ветеранов, поднялся и сел. Было лето, пришли парни, принесли пиво, гитару. И я написал эту песню прямо там. «Спи, братишка», в смысле, будь спокоен. Да, мы не такие, как ты, но что поделаешь. Я не спрашивал, правда, как ему песня. Неудобно как-то. Но чем старше становишься, тем, конечно, больше понимания. Когда я повзрослел, мы с ним по-мужски поговорили, я впервые услышал, как мой брат матерится… для меня это было так шокирующее! Но взаимопонимание пришло, и совершенно всё изменилось между нами. Теперь мы дружим и понимаем друг друга.
Не то чтобы мне хотелось вернуться в прошлое… Я скучаю, скорее, не по временам, а по ощущениям, по бесшабашности. И понятно, почему она была: жил для себя, ни за кого не отвечал, ни о ком не думал. Мы были законченными эгоистами, можно и так сказать. И мы многое себе позволяли, чего сейчас позволить не можем.
Если бы я не стал рокером, я стал бы врачом. Когда мне было лет 20, я понял, что хочу пойти в медицину. Я даже ходил в Училище повышения квалификации медработников №2 на Петроградской! И год до этого проработал ещё в Больнице 25-го октября на Солидарности. Мне это всё очень нравилось, и я всерьёз хотел стать врачом, причём хирургом. Я чувствовал, что на этом посту буду нужен и смогу стать одним из лучших.
Всякое бывает в жизни. Бывает, что кончаются силы и моральные, и физические, или просто устаешь. И ещё какая-нибудь сволочь найдётся, которая напишет «ты козёл, и песни говно у тебя, и вообще ты зря живёшь на этом свете»… И всё это сложится в один день, и думаешь: бросаю всё нахрен, больше ничего не буду делать, ни петь, ни писать песен. А потом посидишь, съешь сгущёнки, посмотришь хороший фильм… и думаешь: жизнь-то налаживается! А потом ещё 50 писем придёт, где написано «Ильюха, ты молодец!», и понимаешь: нет, вроде всё не зря.
Мы бы хотели провести этот год под знаками наших фан-клубов. Они очень много для нас делают. И мы хотели посвятить этот год им: помощи какой-то, взаимодействию и так далее. Мы действительно гордимся своими поклонниками и фан-клубами, я смотрю на другие коллективы, и понимаю, что у них такого нет. В каждом городе нас встречают с флагами, вкусностями, зал украшают, и много всего происходит смешного, весёлого и хорошего. Мы как-то в Туле были, я заболел и сказал об этом по радио. В следующем городе нам фэны приносили пакетами мёд, варежки, шерстяные носки, шарфы… Завалили нас этими тёплыми вещами, мы так были ошарашены!
Мне самому на митинги выходить не хочется, но я с пониманием к этому отношусь. Вот у Юры Шевчука настолько острое отношение к этому, он не может это терпеть, что ему важно выйти, высказать свою позицию, бороться с этим. Я на данный момент, может быть, более пессимистично смотрю на эту ситуацию, но мне кажется, что это ничего не решит. Я с лёгкостью могу сказать, что именно мне не нравится, но когда меня спросят: «Хорошо, вам не нравится, ваши предложения?»… Вот тут, извините, мне придётся заткнуться. Потому что я не политолог, я ничего не понимаю в политике, я не знаю, как исправить эту ситуацию. Ну и что толку тогда мне ругаться и жаловаться? И мне кажется, люди, которые стоят сейчас у власти, они за столь высоким забором, что можно под этим забором с флагами и транспарантами гулять хоть целыми сутками напролёт — они тебя даже не услышат и не увидят. Им нет дела до мнения народа. Они настолько уверены в своей власти, что будут делать то, что посчитают нужным.
Мы высказываем свою позицию в песнях иногда. Но нужно учесть, что альбом «Рыба, крот и свинья» посвящён не следствиям, а причине. Мы пытались в этих песнях объяснить, почему так происходит. Песня «Терроризм», за которую нас объявили в свое время экстремистами, она не о терроризме, как следствии, она рассказывает о том, почему человек становится террористом. То же самое песня «Королевство». Она не о конкретном государстве, она о состоянии человека внутри. Гражданство этого королевства человек принимает внутри, когда продаёт свою душу. Когда он понимает, что совесть можно продать. Есть люди, чьи головы промыты телевизором, а есть личности. Большинство боится быть личностями. Первые превращаются в послушных солдат. А вот личностью невозможно управлять, хоть и быть ею непросто, а порой и опасно.
Политика, построенная на страхе, не будет долговечной. Это изначально неправильно. Нужно рассказывать людям не о том, как всё плохо, а популяризировать людей, которые делают что-то хорошее в этой стране, как это делали в Советском Союзе. Ты шёл в кинотеатр, а тебе перед кино показывали журнал, и там говорили: доярка такая-то добилась невиданных успехов, а такой-то завод перевыполнил норму, а здесь у нас такой урожай, что «всем ребятушкам пример». И ты сидишь и думаешь: «ё-моё, я живу в прекрасной стране, где есть настоящие и прекрасные люди». И чувствуешь гордость, у тебя появляются силы и желание жить здесь. А когда ты каждый день слышишь: «того убили, здесь наркотики, тут менты продажные, там бандиты всё захватили…» и думаешь: «мать родная, может, собрать чемоданы и свалить из этой дыры?». Нужно обращать внимание на тех людей, которые этого достойны. Нужно в принципе пересмотреть всю политику средств массовой информации.
Мне последние десять лет как раз очень хочется свалить. Но я чувствую, что во мне ещё есть силы и желание что-то здесь поменять. Если мы все такие свалим, то кто же тогда останется? Пока у меня есть силы и возможности, я остаюсь. Есть люди, ради которых стоит жить и стараться.
Настоящий материал относится к событию(ям)